воскресенье, 21 апреля 2013 г.

А есть ли волшебство на самом деле?

Посмотрели мы недавно известный мультфильм "Хранители снов". Не один раз посмотрели, а раз десять или двадцать. То есть младший сын посмотрел, я столько не смогла. Наконец смотреть перестал, видимо все понял, стал формулировать вопросы...


Главный вопрос - как все устроено. Сыну почти пять лет, для него картина мира - мифологична.  Спрашивает, уточняет, верно ли понял - а зачем зубной фее детские зубки? Говорю - чтобы хранить память о детстве ребенка... А есть ли страшные чудища? Я, конечно, говою, что нету, дабы чтобы чадо зря не боялось. А он - контрольный вопрос: есть ли волшебство на самом деле? Говорю, что да, есть! А сын тут же в ужасе, значит, все-таки, страшные ведьмы по ночам приходят???? Мой ответ - нет, ведьмы как раз и не приходят, есть только доброе волшебство!  И привожу пример, вот Дед Мороз же есть на самом, он же добрый, ты же его видел.
Не убедительно, видимо... Читаем книжу про русские мифы. А там банник, баба-яга, кащей, водяной, верлиока... Злые-презлые, в ужасе держат людей, изводят их - книжку читаем раз сорок подряд, боимся - и трепетный вопрос - а есть ли все эти прелести на самом деле? Я тут же отвечаю - нет, конечно, нету их, это сказка, они только в сказке существуют. А ребенок свое: значит - нету волшебства? И нет феи? И нет санты и деда мороза???? Вроде Санта есть, Дед мороз есть (мы же старательно для него спектакль с подарками на Новый год разыгрывали - значит все же есть... Ребенок чувствует противоречие, зарождается логическое осмысление. Мир глазами ребенка выглядит иначе, чем наш, взрослый....
Картины мира у детей - образные, мифологичные. Например, вот с этой зубной феей... А как фея узнает, что нужно положить под подушку? Откуда она знает, что я любю? Или она всем ребятишкам кладет то, что у нее есть в это время? Она навреное, прилетает и некоторое время наблюдает за мной, что мне нравится, и полдит мое любимое лакомство... А если у нее мало времени? Помощницы этим занимаются! А вдруг я передумаю????!!! Ну говорю ,тут уже ничего не поделаешь ,положат то ,что ты любил раньше. А не замерзают ли ее помощницы в такой холод? А старший брат сказал, что за зубками приходят мышки - срочно пришлось фантазировать про мышек, что это тоже помощницы феи, в мультике, помнишь, встретилась одна. Мифологичный мир обрастает деталями, картинка становится ярче.
Так есть ли фолшебство на самом деле? Говорю, что доброе есть, а вот злого нет и не может быть, потому, что никто же не хочет, чтобы случалось зло.... Вот на этом мы пока и остановились, в картину мира ребенка это пока хорошо укладывается, все же хотят, чтобы в мире было только доброе!
А ваши дети еще верят в доброе волшебство?

2 комментария:

  1. Дааа, вопрос конечно интересный))) Лет до шести сын(сейчас ему11), конечно, был уверен во всех чудесах и фея ночью зубки меняла на сладости, и Дед Мороз радовал ,вся семья прикладывала к зтим чудесам усилия, но... потом наступило школьное время и ему понемногу стали открывать глаза на мир. Не скажу, что мир его рухнул, но теперь как то скептически относится к сказкам и чуду.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, помню как старший сын этот возраст переживал...

    ОтветитьУдалить